Основные принципы монтессори системы

  1. СВОБОДА ВЫБОРА
    Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства; учится делать выбор; учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность; свобода выбора формирует в ребенке инициативность; наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
  1. НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ 
    Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды. всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности; максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах; взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
  1. КОНТРОЛЬ ОШИБОК  
    В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого, формирует адекватную самооценку; развивает поисковую активность ребенка, инициативность и самоконтроль. Ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
  1. МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
    Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку), максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком; возможность поэтапного освоения навыка; развитие точности восприятия; развитие концентрации внимания; развитие памяти ребенка и умения работать по образцу; развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
  1. НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
  • Соблюдение правил:
  • Убери за собой;
  • Работа на ковриках;
  • По классу передвигаемся тихо;
  • Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого;
  • Умение организовать свое рабочее место;
  • Умение рационально использовать пространство;
  • Умение нести ответственность за собственный выбор;

Что дает усвоение правил:

  • Потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
  • Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других.
  • Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
  1. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ
    Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность. Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми, педагогами); дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу; формируется чувство взаимопомощи; младшие имеют возможность учиться у старших; старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
  1. ДЕТИ — АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 
    Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам. Такой вид работы способствует: развитию уверенности в себе, самостоятельности; удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости; развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению; умению задавать вопросы и отвечать на них; профилактике страха публичных выступлений; развитию умения задавать вопросы и отвечать на них; умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

  1.  НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ!  
    Помоги мне это сделать самому! Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной, следование этому принципу придает уверенность ребенку в собственных силах, формирует самостоятельность, придает решительность, формирует адекватную самооценку; удовлетворяет потребность во взрослении.
  1. ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО 
    Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность, независимую от чьей-либо оценки; помочь ребенку формировать позитивный образ собственного «Я».
  1. ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА 
    Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качества достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим». Формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»; самодостаточность; уверенность в себе позволят это сделать.

Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори